Участники Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) планируют 15 декабря подписать окончательное инвестиционное решение по проекту расширения нефтепровода Тенгиз — Новороссийск.
Нефтепровод мощностью 28 млн т сырья в год был построен в 2001 г. Практически сразу же акционеры начали переговоры о расширении трубы до 67 млн. тонн в год. Договориться удалось лишь 9 лет спустя, напоминает газета "Ведомости".
Сейчас участники консорциума полностью используют мощность трубы но все дополнительные объемы они пока выбрать не готовы, говорят источники, близкие к руководству консорциума и одному из акционеров. Пока участники КТК готовы использовать лишь 80% мощности трубы. В частности, КТК предлагал Lucarco (контролирует «Лукойл») квоту в 8 млн. тонн, но та подтвердила лишь 6 млн. тонн. То же самое и с Rosneft-Shell Caspian Ventures Lmt (51% — у «Роснефти», 49% контролирует Shell). Ей КТК предлагала квоту в 6 млн. тонн, но та берет лишь 5 млн. тонн с последующим снижением с 2014 года до 2 млн. тонн, рассказали источники, близкие к КТК и к обоим участникам проекта.
КТК хочет подстраховаться, заключив контракты с нефтяниками по принципу «качай или плати». В сентябре все участники проекта предварительно согласились на это условие, отложив окончательное подписание до конца 2011 года, говорится в письме президента «Транснефти» Николая Токарева министру энергетики Сергею Шматко.
Участники КТК готовы подписать контракты на прокачку дополнительных объемов нефти на принципах «качай или плати». Но не в тех объемах, которые предлагает КТК.
Некоторые акционеры сомневаются в экономической целесообразности расширения КТК, поясняет один из собеседников издания.
Проект планировалось синхронизировать со строительством нефтепровода Бургас — Александруполис но Болгария отказалась от строительства этой трубы. Дополнительные объемы с КТК придется транспортировать через перегруженные турецкие проливы, а это грозит компаниям лишними тратами. Пять лет назад предполагалось, что расширение КТК обойдется в 2 млрд. долларов, а проект начнет окупаться с 2012 года. Сейчас смета выросла уже до 6 млрд. долларов, а тариф на прокачку — с 30,24 до 38 долларов за тонну.
Срок окупаемости проекта передвинулся на 2018-2019 годы.
|