Как стало известно, вице-премьер Дмитрий Рогозин принципиально одобрил передачу государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) контроля над Новороссийским судоремонтным заводом (НСРЗ). Предполагается, что ОСК выкупит 65% акций завода у подконтрольного группе “Сумма” и “Транснефти” Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Пакет оценивается более чем в 1 млрд руб., но, по словам источников, ОСК может помочь сторонний инвестор, например, “Роснефть”, которая претендует на госпакет НМТП, пишет “Коммерсантъ”.
На совещании у Дмитрия Рогозина, вице-премьера и главы Морской коллегии при правительстве принято решение, что ОСК “нужен акционерный контроль” над НСРЗ для создания базы ремонта Черноморского флота ВМФ, рассказали источники. Завод расположен на территории НМТП (подконтролен СП группы “Сумма” Зиявудина Магомедова и “Транснефти”); у порта 65,1% акций; сейчас там в основном идет перевалка металлических грузов. ОСК владеет 30,2% НСРЗ. “Обсуждались варианты того, как ОСК получит 65% акций, наиболее вероятным представляется выкуп пакета”,— рассказывает один из источников.
Вице-премьер поручил подготовить директиву представителям государства и “Транснефти” в совете директоров порта (у Росимущества 20%) о продаже принадлежащих ему акций НСРЗ. “Речь идет именно о продаже”,— подчеркивает один из собеседников. “Нерыночный механизм может создать дополнительное напряжение среди акционеров порта”,— добавляет другой. Источники подчеркивают, что с “Суммой” “еще предстоят переговоры”.
Были и альтернативные варианты. “Наиболее мягкий — реорганизация ОАО в два юридических лица: ОСК получила бы территорию, соотносящуюся с ее 30% акций, а остальное осталось бы у порта с сохранением перевалки”,— рассказывают источники. Но это займет много времени, а ОСК не хватит 8 га из общей площади 30 га для базы судоремонта. Другой вариант — допэмиссия НСРЗ в пользу государства, которое может выделить деньги на модернизацию завода в рамках ФЦП. “Но тогда могут быть не учтены интересы частных акционеров”,— говорит источник”. Один из источников уверяет, что решение вице-премьера “неокончательное”. В “Транснефти” сообщили, что ждут “окончательного решения правительства, решение собственника будет выполнено”. В “Сумме” от комментариев отказались.
По оценкам источников, 100% акций завода могут стоить 1,5-1,8 млрд руб., то есть 65,1% — 0,9-1,1 млрд руб. Кроме того, после консолидации 95% завода ОСК придется выкупить 4,5% акций у миноритариев. Но у ОСК нет лишних средств: до последнего времени корпорация была убыточной. Источники полагают, что средства можно частично привлечь в рамках судостроительной ФЦП или от банков, так как НСРЗ будет загружен гособоронзаказом и сможет выполнять ремонт и гражданских судов. Также есть идея о выкупе акций НСРЗ консорциумом ОСК с неким инвестором, который получит долю в заводе. “Опыт судостроительного кластера на Дальнем Востоке, куда пришли “Роснефть” и Газпромбанк, показал эффективность такого механизма”,— говорит один из собеседников. В НСРЗ может появиться та же “Роснефть”, претендующая на государственные 20% НМТП. В “Роснефти” отказались от комментариев.
“Роснефть” в 2012 году уже обращалась к Владимиру Путину с просьбой продать госпакет НСРЗ, где она хотела построить терминал по перевалке нефти, но идея поддержана не была. Как рассказывали источники, “Роснефть” вела переговоры и о покупке пакета у ОСК, которую тогда возглавлял Роман Троценко (сейчас советник президента нефтекомпании Игоря Сечина). Собеседники говорят, что инвестором в НСРЗ могла бы стать ГК “Дело” Сергея Шишкарева, у которой есть стивидорные активы в Новороссийске, ранее группу интересовал и госпакет НМТП. Но президент ГК “Дело” Тимофей Телятник заявил, что компания “не рассматривает какие-либо варианты инвестирования в НСРЗ, это не соответствует ее стратегии развития”.
Если НСРЗ достанется ОСК, то встанет вопрос о переносе терминала по перевалке металлов, которая в 2012 году обеспечила заводу около 90% выручки. По мнению Надежды Малышевой из PortNews, даже если терминал перенесут, потребности в перевалке вполне могут удовлетворить порты Азовского бассейна, а в дальнейшем новые терминалы порта Тамань. Но, подчеркивает она, учитывая недавнюю идею “Транснефти” о разделе с “Суммой” бизнеса в НМТП, для “Суммы” важно сохранить все возможности по перевалке сухих грузов.
|